Устройство и принцип работы тормозной системы, слабые места, что делать в случае отказа тормозной системы.
-
Рабочая – самая основная. Служит для снижения скорости при полной остановке авто. -
Стояночная – нужна для удержания авто неподвижно. -
Запасная - нужна для экстренного торможения в случае сбоя работы основной системы тормозов. Может быть автономной или быть частью системы торможения.
В настоящее время автомобили обычно снабжают дисковым механизмом, он считается надежнее и долговечнее, к тому же в случае износа его проще заменить. Дисковый механизм устанавливают на оси авто, соответственно переднюю и заднюю. У них довольно простая конструкция, состоящая из колодок, дисков и суппорта. Модификации тормозных дисков будут зависеть от интенсивности воздействия, так например, в спортивных карах целесообразнее применять диски, выполненные из керамики. Большое внимание уделяется и охлаждению тормозов. В процессе работы диск подвержен перегреванию, чтобы этого избежать, необходимо излишки тепла вывести системой вентиляции, с этой целью на его поверхности сделаны отверстия.
Как работает тормозная система? Разберём в деталях, на примере самой распространенной гидравлической рабочей системы.
Вы выжимаете педаль тормоза, прилагая определенное усилие, оно передается на усилитель и далее на тормозной цилиндр. Затем в дело вступает поршень, он увеличивает давление тормозной жидкости, и она поступает под давлением по трубопроводу к колёсным цилиндрам. Увеличение давления тормозной жидкости способствует прилеганию колодок вплотную к диску, что происходит под воздействием поршней колесных цилиндров. Так проходит процесс замедления вращения колёс.
Как определить, что у вас могут быть проблемы с тормозной системой?
Самые изнашиваемые агрегаты в системе тормозов - это колодки и тормозные диски. Они очень уязвимы, ведь им приходится работать в условиях постоянного механического воздействия. Другим важным фактором, влияющим на их износ, будет небольшая площадь контактирующих деталей, что приводит к усилению на них нагрузки. Износ тормозной системы не определяется пробегом или сроком эксплуатации. Он зависит только от стиля вождения, поэтому важно регулярно проходить ТО и проверять исправность тормозной системы.
Признаки неисправности тормозной системы:
-
Появление вибрации или биения, это связано с неравномерным износом тормозного диска. -
Самый главный признак – наличие скрипа при торможении. Он появляется при сильном износе колодок и считается тревожным звоночком, говорящим о немедленной замене тормозов. -
Следующий очевидный признак – это уменьшение силы торможения или слишком резкое торможение при минимальных усилиях. Всё это так же сигнализирует о неполадках в тормозной системе.
Как работает тормозная система, мы разобрали, перейдем к практике. Что делать при отказе тормозов?
-
Главное, не паниковать, трезво оценить обстановку и попытаться маневрировать, насколько это возможно. -
Плавно переключайте скорость на более низкую передачу, именно плавно, резкий рывок от пятой на первую, ни к чему не приведёт. -
Воспользуйтесь стояночным тормозом (ручником). Делать нужно это плавно, иначе может произойти обрыв связующих деталей, из-за возникающей пиковой нагрузки. -
Затормозить можно при помощи препятствий: сугробов, бордюр или кустов, а также виртуозного бокового скольжения.