Устройство и принцип работы тормозной системы, слабые места, что делать в случае отказа тормозной системы.

 
 
Как часто вы задавались вопросом, как работает тормозная система вашего автотранспортного средства? Пора узнать ответы на все интересующие вас вопросы. Главное предназначение данной системы – это уменьшение скорости авто, полная остановка и возможность удержания транспортного средства неподвижным в независимости от угла его наклона. Существует несколько вариантов образования тормозной силы: колёсным механизмом, двигателем или при помощи трансмиссии, чтобы осуществлять каждый из вышеперечисленных функционалов, существует три вида системы торможения:
 

  • Рабочая – самая основная. Служит для снижения скорости при полной остановке авто.

  • Стояночная – нужна для удержания авто неподвижно.

  • Запасная - нужна для экстренного торможения в случае сбоя работы основной системы тормозов. Может быть автономной или быть частью системы торможения.

Основные составляющие тормозной системы - это главное её устройство и привод. Разберем подробнее каждый из них. Главный функционал тормозного механизма, заключается в эффективном снижении скорости автомобиля. С этой целью авто оборудуют фрикционными механизмами. В основе их работы находится сила трения, они бывают двух видов (барабанные или дисковые). Чаще встречаются автомобили с дисковыми тормозами, но бывают и комбинированные модели, где на передней оси будут дисковые, а на задней барабанные механизмы.
В настоящее время автомобили обычно снабжают дисковым механизмом, он считается надежнее и долговечнее, к тому же в случае износа его проще заменить. Дисковый механизм устанавливают на оси авто, соответственно переднюю и заднюю. У них довольно простая конструкция, состоящая из колодок, дисков и суппорта. Модификации тормозных дисков будут зависеть от интенсивности воздействия, так например, в спортивных карах целесообразнее применять диски, выполненные из керамики. Большое внимание уделяется и охлаждению тормозов. В процессе работы диск подвержен перегреванию, чтобы этого избежать, необходимо излишки тепла вывести системой вентиляции, с этой целью на его поверхности сделаны отверстия.

Как работает тормозная система? Разберём в деталях, на примере самой распространенной гидравлической рабочей системы.


Вы выжимаете педаль тормоза, прилагая определенное усилие, оно передается на усилитель и далее на тормозной цилиндр. Затем в дело вступает поршень, он увеличивает давление тормозной жидкости, и она поступает под давлением по трубопроводу к колёсным цилиндрам. Увеличение давления тормозной жидкости способствует прилеганию колодок вплотную к диску, что происходит под воздействием поршней колесных цилиндров. Так проходит процесс замедления вращения колёс.

Как определить, что у вас могут быть проблемы с тормозной системой?


Самые изнашиваемые агрегаты в системе тормозов - это колодки и тормозные диски. Они очень уязвимы, ведь им приходится работать в условиях постоянного механического воздействия. Другим важным фактором, влияющим на их износ, будет небольшая площадь контактирующих деталей, что приводит к усилению на них нагрузки. Износ тормозной системы не определяется пробегом или сроком эксплуатации. Он зависит только от стиля вождения, поэтому важно регулярно проходить ТО и проверять исправность тормозной системы.

Признаки неисправности тормозной системы:


  • Появление вибрации или биения, это связано с неравномерным износом тормозного диска.

  • Самый главный признак – наличие скрипа при торможении. Он появляется при сильном износе колодок и считается тревожным звоночком, говорящим о немедленной замене тормозов.

  • Следующий очевидный признак – это уменьшение силы торможения или слишком резкое торможение при минимальных усилиях. Всё это так же сигнализирует о неполадках в тормозной системе.

Как работает тормозная система, мы разобрали, перейдем к практике. Что делать при отказе тормозов?

  • Главное, не паниковать, трезво оценить обстановку и попытаться маневрировать, насколько это возможно.

  • Плавно переключайте скорость на более низкую передачу, именно плавно, резкий рывок от пятой на первую, ни к чему не приведёт.

  • Воспользуйтесь стояночным тормозом (ручником).  Делать нужно это плавно, иначе может произойти обрыв связующих деталей, из-за возникающей пиковой нагрузки.

  • Затормозить можно при помощи препятствий: сугробов, бордюр или кустов, а также виртуозного бокового скольжения.